Тьма без Света мертва, как бесплодна без зерен земля...
Еще наработщка про дунэдайн. Кроме тех мест, которые курсивом - моя.
читатьСобственно, я (спасибо г-жам Иллет, Альвдис и Эстелин) категорически не могу принять картину "деградировавшие нищие оборванцы, которым едва хватает на кусок черствого хлеба и кружку дурного пива". Мне они видятся вполне способными заплатить за комнату в трактире, харчи и пиво, непоганый по качеству ширский табак... и на остаток денег еще семье гостинцев купить))
К тратам можно еще добавить доплату кузнецам за починку всякого снаряжения; торговцам - за приятные мелочи - типа вина, особенно к праздникам, пряностей и меда.
Про земледелие в Углу. Наверное, под него надо сводить леса, иначе никак. Не все, конечно, не настолько там плодородная почва и не столько народу, чтобы это имело смысл, но тем не менее. Земледелим не занимались прям масштабно. И почва, пожалуй, слишком влажная и вообще не та. В нуменорские времена развивать в северном Арноре вот прям серьёзное земледелие вряд ли стали, есть же плодородный Кардолан, оттуда всё привезти дешевле. А потом, когда всё развалилось, сеяли хлеб, конечно, но тоже, я думаю, доля привозного была очень высокая. В Артэдайне вряд ли плодородные земли были, опять же. Там холмы и прохладно, а южнее болота просятся. Потом-то, в Углу, когда Артэдайн кончился в войну, сеяли, но мало. Проще ж купить. А чтобы купить, надо иметь ресурсы на продать. А какие ресурсы в бедной неплодородной земле? Люди)) То есть вот они, охранники и прочие мастера, уходящие "в отход" от семей. Как теперешние гастарбайтеры - уехал, нанялся, присылает деньги. Ремесло какое-то можно крутить, да охрана, да, быть может, дунэдайн еще могут всяким любителям раритетов и антиквариатов указания давать... Так-то и в актёры можно уйти, но идти надо в богатые земли.
По поводу одежды. Во-первых, в рванине не особо побродишь по Эриадору (клещи и комары, да, моя прелесссть, и колючие кусты - то есть одежда должна закрывать тело и быть прочной; ближе к горам могут быть каменистые осыпи и холодные ручьи - привет добротным арагорновым сапогам, ага; а еще зима в землях бывшего Арнора, думаю, очень даже чувствительная - и тут всплывают плащи, подбитые мехом, меховые шапки, шарфы, унты, перчатки...). Во-вторых, рванина сама по себе нелогична, если речь идет о взаимодействии дунадана и, скажем, брийского общества - голодранцу кинут грош и прогонят от дверей трактира подальше, дабы публику своим видом не стремал, то есть прийти в тот же "Пони" в не слишком новой и грязной одежде формата "только что с осенней дороги" можно, в лохмотьях - нельзя. И, думаю, дунэдайн таки имели родовую честь и понимали, что раз уж они себя позиционируют как потомков великого народа, то и рванья лучше избегать; это даже не про "благородные лордята должны ходить в шелках, а там хоть трава не расти" (бгг, поклон г-же Альвдис), а про банальное уважение (к пресловутой чести, к окружающим и к себе). Так-то в шелках, понятное дело, на повседневке и тем более в походе никто не щеголял, но и рвань не носили. Скорее всего, оптимальный вариант - адекватного простого покроя льняная длинная рубашка, штаны, сверху жилет или еще что-нибудь опционально, на голову шапо. (Шапо самое простое - колпаки всех видов. Можно с длинной макушечкой, можно её срезать, можно пришить башлык, можно не пришивать. А более дорогие шапки - это кроёные из лепестков. Ну, как у Мономаха)) И под покрывало женщины носили такие шапочки. См. на ТожеГороде тринадцатый век головные уборы.) И не заоблачно дорого, и в люди не стыдно. На большие праздники можно и шелка. Думается мне, шелкомании особой нет. Походная одежда как таковая - вопрос особый. Помимо озвученных сапог (в т.ч. болотных), плащей и перчаток с шарфами, просятся типа сюрко, надо проверить.
Были ли кольчуги и латы у простых воинов? Мну в это не очень верит, уже ж давно не арнорские и даже не артэдайнские времена на дворе (вот там да, видятся бронированные воины). Защита, скорее всего - кожаные наручи, наплечники, поножи, стегач или кожан, безрукавка. Плюс наручи-поножи, опционально лёгкий шлем; щит если был, то небольшой, деревянный, а вообще щит рейнджеру не нужен. Прокачавшиеся профессиональные охранники себе могли и металлическую защиту позволить, и все что угодно, лишь бы оно на разбойников влияло устрашающе, чтоб те даже не совались, ну и чтобы себя увереннее чувствовать. А рейнджеру все эти железяки только мешать будут, движения стеснять, да и в засаду с ними не очень, звякнет что-нибудь о что-нибудь - все, спалился.
Что же до заявленной г-жой Иллет деградации... Спору нет, некоторая часть культурных ценностей была в годы войн утрачена - горели книгохранилища или просто оставались гнить летописи, при осаде городов несли урон скульптурные и архитектурные шедевры... Но в то, что осталось, думаю, дунэдайн крепко вцепились. То есть безучастными к своему прошлому они вряд ли были: собирали информацию, анализировали, рефлексировали над ней... Помнящие наверняка в почете были, летописцы, опять же. Совсем деградация происходит, когда у народа стоит задача тупо выжить. У дунэдайн такой задачи не стояло)) У них вполне был ресурс на сохранение истории. Угол же сам по себе живет пусть не особо богато, но мирно и без особых катастроф. Даже когда Артэдайн полетел - была тоже не катастрофа, это ж не за один день стряслось, тенденция была ясна уже. Артэдайн явно не мгновенно накрылся, там серия военных (и, предполагаю, внутриполитических) конфликтов была, он постепенно сыпался. А к моменту правления Арведуи просто ослаб настолько, что не смог устоять перед Ангмаром. (А потому что не надо было некоторым королям претендовать на верховенство над всем Арнором. Это ж бомба была.)
читатьСобственно, я (спасибо г-жам Иллет, Альвдис и Эстелин) категорически не могу принять картину "деградировавшие нищие оборванцы, которым едва хватает на кусок черствого хлеба и кружку дурного пива". Мне они видятся вполне способными заплатить за комнату в трактире, харчи и пиво, непоганый по качеству ширский табак... и на остаток денег еще семье гостинцев купить))
К тратам можно еще добавить доплату кузнецам за починку всякого снаряжения; торговцам - за приятные мелочи - типа вина, особенно к праздникам, пряностей и меда.
Про земледелие в Углу. Наверное, под него надо сводить леса, иначе никак. Не все, конечно, не настолько там плодородная почва и не столько народу, чтобы это имело смысл, но тем не менее. Земледелим не занимались прям масштабно. И почва, пожалуй, слишком влажная и вообще не та. В нуменорские времена развивать в северном Арноре вот прям серьёзное земледелие вряд ли стали, есть же плодородный Кардолан, оттуда всё привезти дешевле. А потом, когда всё развалилось, сеяли хлеб, конечно, но тоже, я думаю, доля привозного была очень высокая. В Артэдайне вряд ли плодородные земли были, опять же. Там холмы и прохладно, а южнее болота просятся. Потом-то, в Углу, когда Артэдайн кончился в войну, сеяли, но мало. Проще ж купить. А чтобы купить, надо иметь ресурсы на продать. А какие ресурсы в бедной неплодородной земле? Люди)) То есть вот они, охранники и прочие мастера, уходящие "в отход" от семей. Как теперешние гастарбайтеры - уехал, нанялся, присылает деньги. Ремесло какое-то можно крутить, да охрана, да, быть может, дунэдайн еще могут всяким любителям раритетов и антиквариатов указания давать... Так-то и в актёры можно уйти, но идти надо в богатые земли.
По поводу одежды. Во-первых, в рванине не особо побродишь по Эриадору (клещи и комары, да, моя прелесссть, и колючие кусты - то есть одежда должна закрывать тело и быть прочной; ближе к горам могут быть каменистые осыпи и холодные ручьи - привет добротным арагорновым сапогам, ага; а еще зима в землях бывшего Арнора, думаю, очень даже чувствительная - и тут всплывают плащи, подбитые мехом, меховые шапки, шарфы, унты, перчатки...). Во-вторых, рванина сама по себе нелогична, если речь идет о взаимодействии дунадана и, скажем, брийского общества - голодранцу кинут грош и прогонят от дверей трактира подальше, дабы публику своим видом не стремал, то есть прийти в тот же "Пони" в не слишком новой и грязной одежде формата "только что с осенней дороги" можно, в лохмотьях - нельзя. И, думаю, дунэдайн таки имели родовую честь и понимали, что раз уж они себя позиционируют как потомков великого народа, то и рванья лучше избегать; это даже не про "благородные лордята должны ходить в шелках, а там хоть трава не расти" (бгг, поклон г-же Альвдис), а про банальное уважение (к пресловутой чести, к окружающим и к себе). Так-то в шелках, понятное дело, на повседневке и тем более в походе никто не щеголял, но и рвань не носили. Скорее всего, оптимальный вариант - адекватного простого покроя льняная длинная рубашка, штаны, сверху жилет или еще что-нибудь опционально, на голову шапо. (Шапо самое простое - колпаки всех видов. Можно с длинной макушечкой, можно её срезать, можно пришить башлык, можно не пришивать. А более дорогие шапки - это кроёные из лепестков. Ну, как у Мономаха)) И под покрывало женщины носили такие шапочки. См. на ТожеГороде тринадцатый век головные уборы.) И не заоблачно дорого, и в люди не стыдно. На большие праздники можно и шелка. Думается мне, шелкомании особой нет. Походная одежда как таковая - вопрос особый. Помимо озвученных сапог (в т.ч. болотных), плащей и перчаток с шарфами, просятся типа сюрко, надо проверить.
Были ли кольчуги и латы у простых воинов? Мну в это не очень верит, уже ж давно не арнорские и даже не артэдайнские времена на дворе (вот там да, видятся бронированные воины). Защита, скорее всего - кожаные наручи, наплечники, поножи, стегач или кожан, безрукавка. Плюс наручи-поножи, опционально лёгкий шлем; щит если был, то небольшой, деревянный, а вообще щит рейнджеру не нужен. Прокачавшиеся профессиональные охранники себе могли и металлическую защиту позволить, и все что угодно, лишь бы оно на разбойников влияло устрашающе, чтоб те даже не совались, ну и чтобы себя увереннее чувствовать. А рейнджеру все эти железяки только мешать будут, движения стеснять, да и в засаду с ними не очень, звякнет что-нибудь о что-нибудь - все, спалился.
Что же до заявленной г-жой Иллет деградации... Спору нет, некоторая часть культурных ценностей была в годы войн утрачена - горели книгохранилища или просто оставались гнить летописи, при осаде городов несли урон скульптурные и архитектурные шедевры... Но в то, что осталось, думаю, дунэдайн крепко вцепились. То есть безучастными к своему прошлому они вряд ли были: собирали информацию, анализировали, рефлексировали над ней... Помнящие наверняка в почете были, летописцы, опять же. Совсем деградация происходит, когда у народа стоит задача тупо выжить. У дунэдайн такой задачи не стояло)) У них вполне был ресурс на сохранение истории. Угол же сам по себе живет пусть не особо богато, но мирно и без особых катастроф. Даже когда Артэдайн полетел - была тоже не катастрофа, это ж не за один день стряслось, тенденция была ясна уже. Артэдайн явно не мгновенно накрылся, там серия военных (и, предполагаю, внутриполитических) конфликтов была, он постепенно сыпался. А к моменту правления Арведуи просто ослаб настолько, что не смог устоять перед Ангмаром. (А потому что не надо было некоторым королям претендовать на верховенство над всем Арнором. Это ж бомба была.)
@темы: Хэдканоны