Тьма без Света мертва, как бесплодна без зерен земля...
Меня тут текстологом назвали... O_O
Текстолог из меня, мягко говоря, такой себе. Все, что я могу - это копать тексты по интересующей теме и делать выборки интересующих цитат.
Скажем, увлекся дунэдайн - и раскопал кое-что такое, что вряд ли каждый первый знает, но то ачивка небольшая, для ее получения достаточно ходить дальше первых страниц гугла)) (С другой стороны - да, сейчас будет лирическое отступление - есть люди, которые вроде бы ту же тему копают, но то ли не умеют, то ли не хотят дальше трех книг и википедии ходить; да, это в огород Альвдис, не знающей, что такое Угол и не знающей, что именно там жили дунэдайн; ладно бы она позиционировала свои пещеры в Северных холмах как "еще одну базу следопытов" вдали от Угла, но из ее текстов создается полное ощущение, что эта база - единственная, вывод - про Угол она не знает; а это, IMHO, странно - ее книга заявлена как нечто особенное и претендующая на нечто... - и при этом, упс, обнаруживаются довольно масштабные для и без того не очень-то широко исследовавшейся темы провалы; как-то даже немного обидно, знаете ли...) При этом (кума оборачивается на себя, ага, и начинает считать свои бревна) в темах, которые меня "не цепляют" или мне слишком сложны для осмысления, я буду систематически пролетать аки та фанера. Пример - вся Первая Эпоха за вычетом историй Берена и Туора, да и те я знаю средненько в сравнении с тем, как глубоко залез в Арнор.
При этом я еще довольно плохо умею отделять то, что в тексте написано, от своих, так сказать, мгновенных экстраполяций. Ну, я лично считаю, что процесс "прочел текст - как-то что-то для себя истрактовал, добавил деталек, додумал про героев что-то свое" - он вполне имеет право на жизнь. Но это не текстология, это хэдканоны и фанфики
)) И надо учиться уметь их от текста as is отделять. И да, каюсь, раньше я свои хэдканоны пытался выдать за текст в достаточно безапелляционной форме; не надо так. Теперь я их просто держу при себе и со своим самоваром к другим пытаюсь лезть поменьше и не убеждать пить именно из моего самовара, а уж как получается...
То есть я ближе к фанфикерам, просто ситуативно могу закопаться в матчасть. Но текстологов очень уважаю.
Текстолог из меня, мягко говоря, такой себе. Все, что я могу - это копать тексты по интересующей теме и делать выборки интересующих цитат.
Скажем, увлекся дунэдайн - и раскопал кое-что такое, что вряд ли каждый первый знает, но то ачивка небольшая, для ее получения достаточно ходить дальше первых страниц гугла)) (С другой стороны - да, сейчас будет лирическое отступление - есть люди, которые вроде бы ту же тему копают, но то ли не умеют, то ли не хотят дальше трех книг и википедии ходить; да, это в огород Альвдис, не знающей, что такое Угол и не знающей, что именно там жили дунэдайн; ладно бы она позиционировала свои пещеры в Северных холмах как "еще одну базу следопытов" вдали от Угла, но из ее текстов создается полное ощущение, что эта база - единственная, вывод - про Угол она не знает; а это, IMHO, странно - ее книга заявлена как нечто особенное и претендующая на нечто... - и при этом, упс, обнаруживаются довольно масштабные для и без того не очень-то широко исследовавшейся темы провалы; как-то даже немного обидно, знаете ли...) При этом (кума оборачивается на себя, ага, и начинает считать свои бревна) в темах, которые меня "не цепляют" или мне слишком сложны для осмысления, я буду систематически пролетать аки та фанера. Пример - вся Первая Эпоха за вычетом историй Берена и Туора, да и те я знаю средненько в сравнении с тем, как глубоко залез в Арнор.
При этом я еще довольно плохо умею отделять то, что в тексте написано, от своих, так сказать, мгновенных экстраполяций. Ну, я лично считаю, что процесс "прочел текст - как-то что-то для себя истрактовал, добавил деталек, додумал про героев что-то свое" - он вполне имеет право на жизнь. Но это не текстология, это хэдканоны и фанфики

То есть я ближе к фанфикерам, просто ситуативно могу закопаться в матчасть. Но текстологов очень уважаю.
А копать не по площадям, а что-то одно — это, кмк, нормально.
Тема да, редкая и мало пропиленная.
Ну вот в этом направлении я местами и сбиваюсь. Скажем, частенько забываю, что "Халбарад Арагорну друг и родич" - это Профессор, а что они близкие родичи (скажем, двоюродные братья) и с юности друзья - мой фанон, как про побратимство, а также про тусовку вокруг молодого Арагорна)) И про Угол тож - сказано, что дунэдайн живут там, а деревеньки и общее устройство - уже мои достройки, впрочем, смею надеяться, более-менее логичные, бо я опираюсь на славянский (Семенова, ага) и вообще архаический быт с поправкой на отсутствие крепостного права и изначально городскую культуру дунэдайн Артэдайна, воленс-неволенс ушедших в деревенский образ жизни. И предыстория, что Угол исходно населен родичами гватуирим, тоже сугубо моя, ага.
А общее обустройство жизни надо плясать от климата, природных ттх и ресурсов места. И из связности между землями (и обмена инфой). А то, если этого не учитывать, как раз и получаются дунаданы в пещерах, нихрена об окрестностях не знающие))
И это тоже важно, да. А еще важны общие культурные традиции, много чего определяющие, например - отношение к женщинам.
И по природной аналогии: дунэдайн живут в довольно лесистой (древляне машут лапкой) местности с приличным количеством болот (и дреговичи передают привет). (Как славяне - исключительно лесная и окололесная культура, у них нет опыта жизни около гор и больших рек.) Да и природа довольно похожа, привет моей любимой Карелии, ага. Плюс добыча ресурсов должна быть плюс-минус сходная: железо и торф из болот (а деревни на болотах - на сваях, как раз в питерских краях такое было, на болоте-то новгородскую избу не построишь), охота, рыба в реках; где земледелие (а вот с земледелием как-то грустно все, мало ему места, буквально клочки) - там напрашивается подсечно-огневое. Хотя дунэдайн все-таки не совсем славяне. Бо у дунэдайн в анамнезе мощная городская культура, Нуменор, Арнор, Артэдайн...
Отношение к природе тож. Мелкие духи всякие - их же полно в Арде (дух реки Ивлинки, Золотинка, дух Карадраса), вот и получается нечто вроде языческих мотивов; язычество как раз в деревне крепко держится, потому что природа - вот она, ну; в городе по-другому. Ну а чего, Валар-то никуда не деваются, да, но если отправишься рыбу ловить - логично перед началом этого дела поговорить с духом реки-то, а после - поблагодарить. А Валар - это свои "домашние" боги, им и светильники зажигают при случае и по праздникам (а тут аналогично христианскому обычаю), и Ване могут птичек из теста лепить, и Йаванну в середине лета хлебом в благодарность за урожай потчевать, и Ауле благодарить за удачно скованное что-нибудь...
(Перечитал, наверняка ляпнул что-нибудь, но что - не соображу в ночи.)
И на цыган еще посмотреть можно, но тоже избирательно... Потому что цыгане - это полукочевая культура. В Арде таких почти нет, даже вастаки кочуют на очень ограниченной территории.
А что, вполне натягиваются славяне как модель для реконструкции.
А вот цыгане не натягиваются, кмк. Даже осёдлые цыгане — это совсем другой менталитет и уклад. Я, есличо, частично из них и у цыганской родни бываю относительно часто, так что можно меня юзать как информатора))
Гэллиан, а я предлагаю от одних только славян танцевать? О_О Можно ж из нескольких моделей лепить реконструкцию, у англосаксов тоже можно кое-что побрать, да много у кого. Только побирать надо в таком случае с умом, а не как Альвдис.
(Другое дело, что славянской культурой я в последнее время увлекся, почитав Семенову. И Арлекин тоже поспособствовал заочно, хотя стихи у него больше с отсылками к скандинавской мифологии... И она, славянская культура, даже в Ингерманландии видна. Про более южные области молчу... Можете сходить в ЖЖ к леди Мелиан, у нее есть пост, как она побродила по месту, где "фонило" особой аурой, а потом ей сказали, что там был жертвенник. И призраки.)
А я разве это где-то сказал?))) Я просто упомянул, как их вижу я, кроме того, в данном случае, вообще не особенно заморачиваюсь достраиванием именно этого куска канона
Можете сходить в ЖЖ к леди Мелиан
Могу, но не буду))) Я достаточно покатался и по Новгородской области, и по Псковской, и по Белозерскому району, причем прицельно по оставшимся там крепостям, малым и не очень. А места, где когда-то были жертвенники я тоже знаю, в Царицыно, например
О, круто, что столько всего видели. И как там у вас, тоже "фонит"?
Ну я так на это место и вышел))) иначе б и не узнал про него)))
Кстати, спасибо, надо об следопытов Фарамира будет подумать. А то про Итилиэн уже немного мыслей есть, а про них - нету пока.
именно что обособленно
А в какой степени? Просто если у народа нет определенных ресурсов, сильно обособленно он жить не сможет - или сможет, но будет лишаться и хиреть. У вас в хэдканоне у дунэдайн оные ресурсы есть? Может, они сами добывают все нужное, не покупают тот же хлеб, например, потому что у них прям годные поля? Или таки покупают? Интересно стало, поделитесь, плиз, может, у вас своя версия географии и торговых отношений, а я и не знаю.
Хорошо, буду знать
А в какой степени? Просто если у народа нет определенных ресурсов, сильно обособленно он жить не сможет - или сможет, но будет лишаться и хиреть. У вас в хэдканоне у дунэдайн оные ресурсы есть?
У меня нет какого-либо детального хэдканона про дунэдайн, для начала))) Обособленно, я имел ввиду, не являюсь частью какого-то более крупного боевого подразделения, как в случае с отрядом Фарамира. А над тем, как именно дунэдайн контактировали с другими народами, я, честно говоря, не особенно задумывался, просто в силу того, что мне этот период и этот регион не настолько интересен)))
Обособленно, я имел ввиду, не являюсь частью какого-то более крупного боевого подразделения, как в случае с отрядом Фарамира.
Так, а вот это можно, ммм, раскрыть, а то я не очень понял? Народ как часть боевого подразделения - ? Примерно как в составе нуменорских (и арнорских, полагаю) армий были аборигены-местные?
Я имел ввиду, что следопыты из народа дунэдайн по образу действий похожи на отряд Фарамира, то есть действуют обособленно от всех, но не являются при этом боевым подразделением какой-то конкретной армии.