Тьма без Света мертва, как бесплодна без зерен земля...
Температура дала внезапное. Бред (во всех смыслах), вас предупредили. Попытка в формате гона разобрать историю Берена, навеяна разбором Сильма от Лоры. С чем-то внутри себя соглашусь сейчас, несколько опомнивись, от чего-то ржу - и зачем записал только - на посмеяться разве.
читать бредХарактерный момент: первое деяние Берена (спасение Финрода в топях Серех) совершается в тесном кругу мужчин. Позже он тоже пребывает в отряде, состоящем из одних мужчин. Упоминается меч Берена. Меч воина - типично мужской атрибут - здесь надо сказать о мужском в самой войне, о боге Аресе, о крови и о холодной стали. Это все - мужское начало. Но то, что Берен сидит в засадах, скрывается - это женское, но мы в тексте только засаду и видим. В начале славных дел заметен неестественный перекос в сторону мужского в Берене, дисбаланс, у Берена оно болезненно гипертрофировано вследствие цепочки биографических событий; вопрос, насколько это положение дел влияло на личность Берена - думаю, в силу его высочайших личных качеств не успело тольком повлиять; так или иначе - так быть не должно, дальнейшая история это исправит. Интересно, что мать ушла от Берена и от его отца до начала подвигов Берена. И потом он Великую мать будет искать в других, включая отца (но это понятно), Лютиэнь и Финрода, о котором еще будет сказано отдельно.
Дальше. Похороны - это инверсированные роды. Совершая обряд погребения, Берен рожает, только, наоборот. Это второе заметное проявление его женского начала в тексте. Символично, что хоронит он отца. А мать (Великая Мать!) жива, хотя она очень далеко. Кстати, Берен и погребальный плач... плакальщица - роль типично женская. Отмечу, насильственно навязанная обстоятельствами войны мужественность Берена сдастся далеко не сразу - но здесь она покачнулась на своем пьедестале.
Дальше встреча с Лютиэн. Оживляется внутренняя женственность Берена и классическое подсознательное влечение к Великой Матери. Лютиэнь - это в том числе и Жена-Мать. Но. В ней сильно мужское начало. Так что она - классический прекрасный принц (дальше выяснится - принц-спаситель), европейский архетип.
Тингол. Властный, агрессивный. Стремится подавить Берена, почуяв, что в нем - пусть и в глубине, очень болезненно, привнесенное и неестественное - имеется то же начало (прямо сейчас). А страх за свою мужественность свидетельствует об отрицании оной в подсознании. Пока - ничья, но уходит Берен, повинуясь приказу, заметим, что он, хотя и на короткий срок, снова исполняет роль архетипической женщины. Тингол - гипер-Отец, а Берен ищет Мать, которая параллельно и Жена-Сестра. И он найдет.
Встреча Берена и Финрода - встреча двух людей, у одного из которых женское начало искусственно подавлено, а у второго именно женское лидирует. Финрод старше. Недаром он берет на себя роль помощника. А первый в жизни помощник - это... Мать, правильно (в общем понимании - Великая мать). Но мать - это еще и, бывает, первая любовь, зачастую бессознательная. Вспоминаем про нежные, доверительные, дружеские отношения Финрода и Берена. Дружба - это отраженная любовь. А еще, как говорилось, у Финрода именно анима лидирует. А женщина - не только Мать, но и Сестра. То есть Финрода можно назвать Матерью-Сестрой.
А дальше у нас получается инверсия классического сюжета про принцессу в башне и рыцаря-спасителя. Потому что Лютиэн спасает Берена, не наоборот. Замечу, что заточение - тоже атрибут архетипической женщины (Берен и Финрод, со вторым все понятно, а у первого, как я писал выше, женское начало было подавлено, но понемногу начинает раскрываться). И дальше именно Лютиэн оказывается в роли рыцаря-защитника, это видно по сюжету (хотя защищает ее и Берен, их защита обоюдная, не только со стороны Лютиэн идут усилия). Но защитник - это чаще всего еще и архетип брата, вспомним традицию братания между воинами. Так что Лютиэнь - это Сестра взамен Финрода. Более того - с этого момента она триедина: Мать-Жена-Сестра.
То есть события, которые увенчались обретением сильмарилла - это и обретение (не по праву сильного - по праву заслужившего, искавшего и нашедшего) Матери-Жены-Сестры, и одновременно окончательное укрощение гипертрофированного мужского начала в Берене и обретение им полноценного женского, обретение гармонии двух начал. Берен обретает вместе с камнем право на руку Лютиэн (Жены - Рыцаря-спасителя - Сестры), право не просто на женское начало для себя - на стабильное женское начало в себе самом и на мужское - для Лютиэн, хотя у нее свое есть, ей дополнительное не очень нужно, но, как говорится, пусть будет. Лютиэн дуальна - она классическая жена для мужской стороны Берена и одновременно архетипический муж для его женственной стороны. В том числе поэтому их история такая яркая: она не вполне стандартна. И любовь их полноценно раскрывается, и Лютиэнь очень обогащает Берена, но это не токсичное "отдам всю себя", а здоровое, с ответной самоотдачей от Берена.
Итогом: Берен, как ни парадоксально, обретает в борьбе женственность - чтобы потом она наложилась на мужественность характера Лютиэн. Берен в иерархии, похоже, нижний относительно Лютиэн. Именно Лютиэнь спасает его из колдовской башни, по канонам европейского мифа Берен занимает традиционную нишу женщины. Кто прочитал здесь "Берен тряпка", тот неправ. Это материи превыше обыденного поведения.
(На полях. Отчасти аналогично - Фарамир и Эовин, но там инверсия: кто кого и в каких обстоятельствах спасает; про это надо отдельно.)
читать бредХарактерный момент: первое деяние Берена (спасение Финрода в топях Серех) совершается в тесном кругу мужчин. Позже он тоже пребывает в отряде, состоящем из одних мужчин. Упоминается меч Берена. Меч воина - типично мужской атрибут - здесь надо сказать о мужском в самой войне, о боге Аресе, о крови и о холодной стали. Это все - мужское начало. Но то, что Берен сидит в засадах, скрывается - это женское, но мы в тексте только засаду и видим. В начале славных дел заметен неестественный перекос в сторону мужского в Берене, дисбаланс, у Берена оно болезненно гипертрофировано вследствие цепочки биографических событий; вопрос, насколько это положение дел влияло на личность Берена - думаю, в силу его высочайших личных качеств не успело тольком повлиять; так или иначе - так быть не должно, дальнейшая история это исправит. Интересно, что мать ушла от Берена и от его отца до начала подвигов Берена. И потом он Великую мать будет искать в других, включая отца (но это понятно), Лютиэнь и Финрода, о котором еще будет сказано отдельно.
Дальше. Похороны - это инверсированные роды. Совершая обряд погребения, Берен рожает, только, наоборот. Это второе заметное проявление его женского начала в тексте. Символично, что хоронит он отца. А мать (Великая Мать!) жива, хотя она очень далеко. Кстати, Берен и погребальный плач... плакальщица - роль типично женская. Отмечу, насильственно навязанная обстоятельствами войны мужественность Берена сдастся далеко не сразу - но здесь она покачнулась на своем пьедестале.
Дальше встреча с Лютиэн. Оживляется внутренняя женственность Берена и классическое подсознательное влечение к Великой Матери. Лютиэнь - это в том числе и Жена-Мать. Но. В ней сильно мужское начало. Так что она - классический прекрасный принц (дальше выяснится - принц-спаситель), европейский архетип.
Тингол. Властный, агрессивный. Стремится подавить Берена, почуяв, что в нем - пусть и в глубине, очень болезненно, привнесенное и неестественное - имеется то же начало (прямо сейчас). А страх за свою мужественность свидетельствует об отрицании оной в подсознании. Пока - ничья, но уходит Берен, повинуясь приказу, заметим, что он, хотя и на короткий срок, снова исполняет роль архетипической женщины. Тингол - гипер-Отец, а Берен ищет Мать, которая параллельно и Жена-Сестра. И он найдет.
Встреча Берена и Финрода - встреча двух людей, у одного из которых женское начало искусственно подавлено, а у второго именно женское лидирует. Финрод старше. Недаром он берет на себя роль помощника. А первый в жизни помощник - это... Мать, правильно (в общем понимании - Великая мать). Но мать - это еще и, бывает, первая любовь, зачастую бессознательная. Вспоминаем про нежные, доверительные, дружеские отношения Финрода и Берена. Дружба - это отраженная любовь. А еще, как говорилось, у Финрода именно анима лидирует. А женщина - не только Мать, но и Сестра. То есть Финрода можно назвать Матерью-Сестрой.
А дальше у нас получается инверсия классического сюжета про принцессу в башне и рыцаря-спасителя. Потому что Лютиэн спасает Берена, не наоборот. Замечу, что заточение - тоже атрибут архетипической женщины (Берен и Финрод, со вторым все понятно, а у первого, как я писал выше, женское начало было подавлено, но понемногу начинает раскрываться). И дальше именно Лютиэн оказывается в роли рыцаря-защитника, это видно по сюжету (хотя защищает ее и Берен, их защита обоюдная, не только со стороны Лютиэн идут усилия). Но защитник - это чаще всего еще и архетип брата, вспомним традицию братания между воинами. Так что Лютиэнь - это Сестра взамен Финрода. Более того - с этого момента она триедина: Мать-Жена-Сестра.
То есть события, которые увенчались обретением сильмарилла - это и обретение (не по праву сильного - по праву заслужившего, искавшего и нашедшего) Матери-Жены-Сестры, и одновременно окончательное укрощение гипертрофированного мужского начала в Берене и обретение им полноценного женского, обретение гармонии двух начал. Берен обретает вместе с камнем право на руку Лютиэн (Жены - Рыцаря-спасителя - Сестры), право не просто на женское начало для себя - на стабильное женское начало в себе самом и на мужское - для Лютиэн, хотя у нее свое есть, ей дополнительное не очень нужно, но, как говорится, пусть будет. Лютиэн дуальна - она классическая жена для мужской стороны Берена и одновременно архетипический муж для его женственной стороны. В том числе поэтому их история такая яркая: она не вполне стандартна. И любовь их полноценно раскрывается, и Лютиэнь очень обогащает Берена, но это не токсичное "отдам всю себя", а здоровое, с ответной самоотдачей от Берена.
Итогом: Берен, как ни парадоксально, обретает в борьбе женственность - чтобы потом она наложилась на мужественность характера Лютиэн. Берен в иерархии, похоже, нижний относительно Лютиэн. Именно Лютиэнь спасает его из колдовской башни, по канонам европейского мифа Берен занимает традиционную нишу женщины. Кто прочитал здесь "Берен тряпка", тот неправ. Это материи превыше обыденного поведения.
(На полях. Отчасти аналогично - Фарамир и Эовин, но там инверсия: кто кого и в каких обстоятельствах спасает; про это надо отдельно.)
@темы: Данность