Тьма без Света мертва, как бесплодна без зерен земля...
Еще хэдканоны))
Нуменор, Тарбад и рядом. (читать дальше)
Мне думается, что экспансия Нуменора в Эндоре началась до Алдариона, но была она такая... ползучая. Картографы приплывали, ученые, лекари... А потом пошла военная экспансия. Потому что в Нуменоре начали кончаться ресурсы , в первую очередь - дерево (нуменорцы, конечно, могли додуматься до возобновляемых лесов на острове, но кораблестроение слишком быстро съедает даже возобновляемые леса). А тут - целое Средиземье, лесов - завались, и даже экономить их не надо - все вокруг колхозное, чо. А аборигенов можно и не спрашивать. И территории, конечно. Остров-то не резиновый. А еще на территориях отсталые дикари живут и ничегошеньки не знают. Надо им истину принести, надо побыть благодетелями дикарей, тем более, что наша истина самая правильная. А раз она самая правильная - ее, как и пользу (в нашем понимании), в случае неповиновения можно причинять и наносить. И поэтому сперва аборигены к нуменорцам неплохо относились. А потом нуменорцы стали лезть куда не просили.
Самые умные из королей и прочих деятелей держали в голове, что неплохо бы иметь плацдарм для экстренной эвакуации. Оно сбылось - к началу Акаллабет будущий Арнор с Пеларгиром и Умбаром и стали плацдармами для эвакуации из Нуменора.
Саурона, конечно, не радовало то, как нуменорцы обращались с местными. Но Нуменору и Мордору на деле-то выгоднее дружить и торговать, так что они делили сферы влияния, но без тумаков.
А с торговлей есть один занятный момент, и имя этому моменту Харад... И то, что Харад был и нашим, и вашим... И то, что Нуменор стал присваивать порты харадцев, отрезая их от моря, только удерживать было нечем.
Однако Умбар более-менее держали, хотя он из рук в руки на деле должен был ходить. Хотя Умбар нуменорский был)) Это вообще не харадский порт. Но вкусный он и для харадцев. Порт строили нуменорцы, но изначально в тех землях могли жить родичи харадрим. Но на голых скалах-то - не житье. Город как таковой там не выгоден, ибо скалы и негде вести с/х. А вот нуменорцы как-то впихнули город-то. И технологии у них выше выше. А еще - чтобы камень долбить, надо не технологии, надо усидчивость. это харадцы и сами могли)) им просто не так уж надо было.
Нуменору (хотя бы в самом начале) очень нужна была сеть портов от Линдона до Харада. Это и импорт, и экспорт, и военные точки опоры, и источники ресурсов. Вглубь материка потом пошли. Но в Линдон их не особо пустили, поэтому они начали с Виньялондэ.
Мне кажется, что от Винъялондэ нужно было в первую очередь дерево: вокруг были бескрайние и бесконечные (на самом деле - нет) леса Минириата, где еще создавать сеть лесопилок. Но им бы ещё и западнее свои порты, а нету)) Кирдану тоже надо как-то жить)) и без вот этих всех)) Так что Нуменор как претендент на западные побережья очень Кирдану мешал. И он интересовался землями западнее Барандуина, а там уже чисто митлондские владения (+ союзных ему родичей беорингов и халадин, которые потом, через века, к нему снова вернутся частично, отвалившись от Арнора и Кардолана).
А еще мне кажется, что Арнор как таковой был и до Элендила. И был он нуменорской колонией. А потом стал самостоятельным гос-вом, на трон сел Элендил (а замом иногда был Исилдур). Потом Арнор развалился на три больших княжества (и несколько мелких, которые по территории к Кардолану присобачили), потом от этих княжеств еще всякие кусочки поотваливались (в начале правления Арафора - земли между Эмин Уиал и р.Лун, к примеру). Апотом вообще остался один обглоданный Артедайн. Потому что Кардолан после истории вокруг Могильников сказал "не хотим войны", занялся восстановлением порушенной торговли и экономики и привычным овцеводством. С Рудауром (от него умертвия еще кусок отъели) и так все ясно, с Ангмаром торговать пошел он. А Артедайну при таком раскладе жить оставалось не так долго. Но до Элессара дожил всё-таки)) криво-косо. Но дожил. Бгг - Форност (Форност есть, значит, и Артедайн есть), Заверть, плотно заселенный после 1975 года Угол, диаспоры в разных городах, пара застав на важных пунктах типа Сарнского брода.
Про земли между холмами Эмин Уиал и Синими горами. Там небольшая равнинка между холмами и реками, с севера - Лоссот. По крови тамошний народ очень близок к дунэдайн, особенно домам Беора и Халет. Когда единый Арнор навернулся, тогда стали понемногу тянуться к Кирдану. Под Артедайнскими князьями они ещё сидели одной ногой, а потом уже всё, сначала сами жили, потом ушли под Кирдана.
В войну они слегка влезли, потом посмотрели на бардак -- и вылезли. При Арафоре, скорее всего. Когда рванул старательно подогревавшийся его папой и дедом котел. (Плюс могли еще испугаться, что в следующий раз война прямо по их землям пойдет. И ведь сбылось отчасти.) А от самого Арафора можно было легко отойти, ему не до западных окраин было. Да и вообще Арафор не был склонен никого за горло держать. Чисто в силу молодости, к примеру. А если потом и хватился - то все, дилижанс уехал, орел улетел, корабль уплыл)) Самим жить напряжно - у них не все есть, судя по региону. И они просто пошли под приличного короля. Ну, потому что "хуже не будет", а вот лучше очень даже может быть. К кому перешли? - к Кирдану, больше не к кому. Тарбад слишком далеко, Ангмар тоже. Так что по состоянию на конец Т.Э. это бывшие фриленды, которые притянул к себе Линдон))
"Тарбадом" приходится называть не только сам город, но и этакий конгломерат бывшенуменорских земель в южной части Эриадора. Когда-то там аборигены и эльфы жили, потом нуменорцы пришли... А потом эти земли из-под Арнора вылезли, стали сами по себе. Без крупных войн - просто отпали. Минириат, побережье, течение Гватло... (соответственно, Кардолан должен бы уменьшиться в размерах относительно того, что рисуют картографы). И получились типа вольные города, которые решили путем взаимных союзов и торговли типа скучковаться. Живет там самый разный народ - и аборигены а-ля племя Тал-Эльмара - охотники и рыбаки, и потомки нуменорцев, и типа хадоринги с халадин, и эльфы. Контактируют с Кирданом (к нему же должны были уйти люди из западных областей Минириата), Кардоланом, Широм. Тарбад - через него вся торговля между Севером и Югом, богатый город с богатой культурой, древняя эльфийская и нуменорская архитектура с построенными "поверх" нее пристройками. Вот с Лонд Даэр не знаю, как быть... ему после Акаллабет реально могло очень плохо прийтись... Море же тогда по побережью било - и в Линдоне, и в Гондоре, могло и эриадорские берега зацепить. А Кардолан в таком раскладе будет где-то вокруг Зеленопутья - от Сарнского брода до Южных холмов и от "южного хвоста" Зеленопутья (на скрещении его и Северо-южного тракта должна быть столица) до Андрата.
Ну и он уже немношшка не тот Кардолан, который в хрониках. В нем должно было случиться какое-то смешение с ангмарцами в дни войны. А вообще живет он земледелием и овцеводством (каковое в каноне прямо упоминается), рыбалкой (под боком Барандуин).
Тарбад - это с самого начала, с П.Э., речной эльфийский город, ценный своим мостом. Построили его шедшие на Запад Лайквенди, потом мимопробегал народ Ленве и всякие-разные люди (все этим путём шли. С волокушами и возами через перевалы не попрыгаешь, по северу ложится снег зимой, а на широте Тарбада нет; Лайквенди в Зеленолесье оставили укрепрайон, а тут им надо только перевалочную базу (и явно ещё одна была поближе к горам). Предполагаю и за Андуином укреп-точку)) А родичам Ленвэ надо сказать спасибо за Лориен)) И им мы еще эльфами в Гондоре обязаны), частично осевдавшие в городе. Потом, примерно в начале В.Э., пришли тэлери (тэлери - как верхушка Тарбада, а население - ан масс ленвинги и лайквенди, которые еще аж с Великого Похода живут там, но лайквенди меньше. Укрепляли основной город именно тэлери, оставлять за собой укреплённые городки -- это их тактика). Потом пришел Келебримбор, заобщался с Тарбадом и особенно с тэлери. Потом Эрегион оставили, увы (он в сюжете свою роль сыграл: послужил местом создания братства гвайт-и-мирдайн. И Кольца... По Эрегиону сюжет ударил со всей силы). А потом эльфы совсем перемешались с людьми, в т.ч. с нуменорцами (в их-то хроника написано, что это они город построили)) Не, каменные-то города и местные в случае чего могли построить. Но явно не с таким размахом, как нуменорцы (а Нуменор - и в плане архитектуры тоже - надо, кмк, от Рима танцевать - акведуки и вот это все)), и теперь там людей примерно поровну с эльфами, если не больше. теперь в Тарбаде живут вообще кто попало. И считают себя, думаю, не по народу (хотя национальные общины явно есть - и дунаданская диаспора может быть), а по городу (тарбадец, мол, я, и точка)) При этом нуменорцы должны были отгрохать всякие впечатляющие акведуки и все такое. Стиль, стиль)) Потом Нуменор накрылся, Тарбад стал "сердцем" торговли югов с Арнором (но наложить лапки на себя любимого город Арнору не дал, сохранив автономию, и попутно собрал под себя солидный кусок бывшенуменорских земель. А потом еще под боком у Тарбада началась конкуренция Рохан-Дунланд... И Тарбад на сторону Дунланда встал. Рохан под боком, засевший в узких горных Вратах - это как-то немного невыгодно... Тарбадцы ж с этими людьми бок о бок ещё со времён их жизни в Каленардоне. Вообще - Тарбад в тесной дружбе с дунландцами и гватуирим (и вообще, мне думается, их в самом городе весьма приличное количество), и они торговые партнеры, а как иначе-то. А роханцы -- чмо какое-то пришлое)) Потом-то замирились, само собой. Но вот мне кажется, что выделываться золотым чертогом Эорл должон бы не перед гондорцами)) И роханцы в самом Тарбаде могут жить, но это не те роханцы, которые времен Теодена, а те, которые до активной войны с Дунландом пришли. И типа диссиденты)) Потом-то и всякие роханцы жили, почему нет. А сначала да, диссиденты)) Или хельминги, не принявшие политики следующих королей. И полукровки от браков с дунландцами (тоже дохельмингских времен). А еще - ангмарцы жить могли. Хотя им далеко переть, но во дни войны до Тарбада мог какой-нибудь отряд дойти, там и остались, чо б нет (но агнмарцы разве что для торговли, большая диаспора-то им там зачем - и далеко, и у Ангмара свой тракт есть). И орки, которые с отрогов Эред Нимрайс и южной части Хитаэглир. Друэдайн. Правда, орки и друэдайн тогда в разных частях города жить должны - орки не любят друаданских статуй. Друэдайн предпочитают жить не в самом городе, а в лесах и полях поблизости. И на болотах Нин-ин-Эильф. А орки -- ближе к горам. Ближе к Дунланду (полуорки передают привет. Кстати, у полуорков, по идее, должон быть такой же выбор пути, как и у полуэльфов)) И тут все сложно. Хотя ан масс, думаю, выбирали бессмертие. оно тупо выгоднее.)
Про Элрондионов. (читать дальше)
Элладан с Элроиром - эльфы. У деток Элронда и так всё нормально, папа выбрал путь эльфов, мама из эльфов, сами тоже эльфы)) Арвен... Эльф она. ее что так, что этак только пожалеть можно. вскоре после смерти Арагорна она «исчезает из мира людей» - в Чертоги судеб ушла. Эльфы могут умирать по желанию. То есть эмигрировала в Валинор.
Едем в Рованион и дальше на восток. (читать дальше)
Про границы. Их как бы две - историческая - Дикие земли - типа прямоугольник от Мглистых гор до Рунного нагорья (Эред Геллис) и от Серых гор до Дагорлада; и реальная - где-то между Лихолесьем и Руном. Потому что долину Андуина и Лихолесье лучше отдельно рассматривать
Про рованионцев у меня хэдканон, что по общим чертам они типа готы. И в роду у них дом Хадора, потому типаж тот же - высокие, стройные, светлоглазые и светловолосые. Сначала с пришедшими вастаками пободались, потом частично с ними смешались (еще - с эльфами и драконами). Потом к ним лапки Гондор тянул. А потом они с Дэйлом и Эребором активно торговали, аж два раза
И с Дол-Гулдуром. Дол-Гулдур, кстати, нуменорская крепость-то)) Вообще назгулы нуменорские крепости любят)) Сами ж частично оттуда.
Дорвинион - это, скажем так, винодел всего Средиземья)) Причем в нем не только люди. Эльфы тоже есть (лес к северо-востоку от Рунаэр - он эльфийский). Там культура смешанная - и вастаки, и эльфы, и гномы (они в горном кряже), и люди, само собой; и орки. Где-то там же, бывает, бродят голубые маги иногда. Дорвинион хотеть себе все море Рун, очень-очень хотеть. Но это сложно)) Там же своё население есть.
Эред Геллис -- это горы у моря Рун)) А озеро Харта сильно дальше на восток. Земля Ана -- справа от Железных холмов, такой полосой в плавно поднимающемся плато. Дальше в оном плато гранд-овраг, называется Разлом, случился из-за обрушения Белерианда, проходит по границе материковых плит. По оврагу река течёт в северное море и люди по склонам живут, вангую северный центр контрабанды всякой. Потом за Разломом резко горная местность, там Серединное княжество по Перумову, довольно закрытая страна, но никаких особенных магий, просто люди живут. потом горы переходят в равнину, вот на ней озеро Харта. От Харта хорошо так на юг -- будет Куйвиэнэн. куда ж он денется.
он же не на севере, а на востоке)) Такое громадное озеро. И где линия разлома и потопа в конце П.Э и где Хилдориен. Плюс там же Фангли и Ту. Они наверняка что-то делали. Все ж озеро не какое попало - видится Куйвиэнэн центром цивилизации на востоке. Далеко не все на запад подались же. В сплошь кочевнический Восток (по типу "голубой Керулен, золотой Онон") мне не очень верится. так там не только степь, там и горы есть, и лес. мне вот кажется, что с тем же, например, "восьмым коленом гномов" Перумыч угадал, жили на востоке гномы. Да и орки, и люди тоже. Ну да)) А в горах - гномы. Аж 6 кланов)) И эльфы - от Авари до эллери. И какие-то восточные нуменорцы, возможно (бгг, какой каламбур).
На востоке есть Элрос. Есть мысль, что выбор людского пути у него просто не мог получиться. Т.е. он так и остался эльфом (а потом просто ушел в тень и отдал трон Вардамиру). И в Эндорэ уехал, а когда началась нуменорская экспансия -- на восток подался. Жил себе там нормально. Женат Элрос был тоже на эльфийке, причём на аварэ. Ушли они вместе и потом так и жили на востоке. У родителей жены Элроса, например. Близ Куйвиэнен. А еще Элрос со временем мог стать советником местного короля. или так, мудрецом без лишней засветки. а то слухи дойдут до запада)) Мог позже с тем же Элрондом переписку наладить. Чисто личное такое - привет, братец, как дела да семья. Элронд-то явно знал, что братец никакой не смертный, чисто прикидывается)) Хотя ревновать к брату Элронд должен был зверски. Брату целую страну и корону -- а ему что? Герольдство? И Элрос не мог этого не понимать, поэтому держался на дистанции, чтоб не засосали элрондовы интриги. И с Маглором, и с Даэроном переписываться.
Белый город, как мне кажется. вовсе никакая не страшилка, а реально существующий город в земле Ана. Мне кажется, там живёт и правит же сущность из другого сюжета, скорее нейтрального толка и не самая приятная на вид, но миру не враждебная. Так что Серая сила ан масс мне кажется просто притоком извне жителей других миров. Серая Сила на мир не нападает, просто не надо к ней лезть почем зря. И эффект от соприкосновения с ней может показаться стремным для жителей Арды, а самой Серой силе оно норм. То есть - Серая сила может показаться стрёмной, ага. Именно показаться. Те, кто приходит именно в мир, априори не враги. А вообще мне кажется, что "живые мертвецы Уртуган-Ана" - это такая попытка обойти человеческую смертность, эксперимент. Оборотничество туда же.
Про Серых сестёр и Серый Город. Они из другого сюжета, но прониклись миром (пожалели валар, офигели от наглости творца, нужное подчеркнуть). То есть они такие же, как валар, но творил их не Эру. Соответственно, он над ними гораздо меньше властен -- выгнать может, убить -- нет. Серые сестры - это как бы "местноэндорские" валар, живущие на дальнем востоке и не пересекающиеся с Валар Амана, ведущие свою игру, при этом при возможности помогая Эндорэ.
Шел суслик, шел и никого не встретил (с). Версии по поводу пустынной картины Эриадора на момент путешествия Арагорна и хоббитов. (читать дальше)
Во-первых, Арагорн мог специально вести хоббитов по глухомани. Особенно если принять за гипотезу, что Арагорн о глобальном сюжете знает и собирается его несколько обмануть -- то да, глушь им оченно удобна. Мне так кажется, что про сюжет знал. И всячески старался из-под него тихой сапой вылезти - не в масштабных рамках, а в рамках сохранения личной свободы и цельной личности. Хотя на этом фронте ему трудно было, конечно... и кажется мне, что был в походе ещё один участник, хороший знакомый Арагорна, но сюжетом не учтённый и потому могущий гораздо больше внезапных телодвижений))
Во-вторых, придорожные земли могли опустеть, когда запахло войной. Народ мог подумать, что снова сколотят союз и пойдут воевать. Армии ведь по дорогам ходят. А жителям деревенек профиту мало - воины нарушают безобразия, быстро перестают платить, берут все силой и угрозами, плюс с женщинами некуртуазно обходятся (а женщин в Арде дефицит). И народ перебрался поглубже. Но это для любой войны верно, а конкретно с Эриадором - как один из вариантов.
Чем (кроме охраны дорог, выяснения отношений с троллями, целительства и работы с животными, ремесел) могли подрабатывать дунэдайн. (читать дальше)
1) очищать земли от полубандитских шаек и брать за это деньги. Пример: в северном Рудауре в лесах у предгорий появилась разбойничья банда из орков и троллей - орки набигают, грабят путников, тролли овец берут, а овцы чьи)) И вот является однажды к старосте тамошней деревеньки отряд следопытов и говорит - мол, у вас тут орки и тролль есть, но мы можем сделать так, чтобы их больше не было. Как не нанять таких)) это типа помесь стражей порядка с ведьмаками))
А могли в руинах и вообще всякий антиквариат добывать. Но добывать в руинах антиквариат уметь надо, как-то не верится в дунэдайн, обученных археологии)) Но в том же Форносте зачем сложную археологию делать? По-шлимановски антиквариат добывали, я думаю: блуждал по городу, удачно забрался в какой-нибудь неразграбленный при падении города подвал, схватил мифриловый кувшин, старый меч али колечко с гербом Нуменора - и есть, на что покушать в ближайшие пять-шесть дней. Правда, Шлиман сначала вычислял, где удачно зайти)) Так и тут, надо знать, куда лезть. Иначе там и ляжешь.
Мечи могли брать себе. А что не понравилось - отдавать за денежки брийцам с хоббитами, как диковинки. Хоббитам - над каминной полкой вешать - мол, аж времен северградских королей, которым мы на помощь отряды посылали, а мой прапрапра... был свидетелем, а его троюродный брат - участником.
Отдельно про сохранность оружия. Да, всё тленно. Совсем без повреждений чтобы -- это надо во время изготовления специальную магию юзать. Да и те вещи сломать можно. Могли сталь мечей как-то закалять, чтобы ржа не ела. И магически, и химически, и, так сказать, в сочетании методов. Как в Могильниках, спецмагия же. И получались нержавеющие мечи. или ржавеющие, но медленнее. Понятное дело, что прям в болоте без защиты из промасленной тряпки и меч короля мира поржавеет, но тем не менее. (В болоте разве что митрил выдержит.) Но в целом такие мечи в защищенном от воды месте в промасленной тряпке могут хоть тыщу лет лежать, почти не портясь.
А в дальнейшем, боюсь, этот секрет - как сделать нержавеющий меч по-нуменорски - забылся. Ну, или остался у нескольких мастеров и в гильдейских закрытых документах (а туда и не всякого пустят нос сунуть). И стоили такие мечи, аки два дракона.
Тем более, что требовались специальные ингредиенты. Ну, железо как именно железо и из болота (а дунэдайн имели доступ только к болотному) покатит. А вот всякие добавки и присадки нужны, а их ещё поискать (могли у гномов закупать, но стоит представлять, сколько гномские стоили, да)) А еще у синегорских гномов у самих было немного, Синие горы к моменту ВК явно исчерпались (вспомним целую сеть заброшенных рудников, в которых Арведуи укрывался, а это еще 1975), иначе бы не ломанулись синегорцы в Эребор с такой страстью). И другие металлы и минералы для придания всяких разных нужных свойств. Подозреваю, что в том же Углу их фиг отыщешь. (А если предположить, что мечи из мифрила делали... не, лучше не предполагать, тогда за такой меч целый Шир со всеми хоббитами купить можно было бы)) это жирно)) с деталюшками мифриловыми ещё как-то норм. А скорее даже с итильдиновыми (итильдин - сплав мифрила с серым серебром, природный), а не чисто мифрильными. Итильдином наносились всяаие руны, к примеру (это я пресловутые ворота Мории вспомнил). И итильдин тоже ценился, но больше в декоративных целях - он светится красиво - и тоже раритетом был. Клинки из него делать нельзя, но можно из него фишечки сделать) В общем, нужных металлов не добыть было, так что секрет хранился в качестве теории - до возвращения короля, ага)) И, натурально, проще было такой меч в руинах найти, чем сделать.
Нуменор, Тарбад и рядом. (читать дальше)
Мне думается, что экспансия Нуменора в Эндоре началась до Алдариона, но была она такая... ползучая. Картографы приплывали, ученые, лекари... А потом пошла военная экспансия. Потому что в Нуменоре начали кончаться ресурсы , в первую очередь - дерево (нуменорцы, конечно, могли додуматься до возобновляемых лесов на острове, но кораблестроение слишком быстро съедает даже возобновляемые леса). А тут - целое Средиземье, лесов - завались, и даже экономить их не надо - все вокруг колхозное, чо. А аборигенов можно и не спрашивать. И территории, конечно. Остров-то не резиновый. А еще на территориях отсталые дикари живут и ничегошеньки не знают. Надо им истину принести, надо побыть благодетелями дикарей, тем более, что наша истина самая правильная. А раз она самая правильная - ее, как и пользу (в нашем понимании), в случае неповиновения можно причинять и наносить. И поэтому сперва аборигены к нуменорцам неплохо относились. А потом нуменорцы стали лезть куда не просили.
Самые умные из королей и прочих деятелей держали в голове, что неплохо бы иметь плацдарм для экстренной эвакуации. Оно сбылось - к началу Акаллабет будущий Арнор с Пеларгиром и Умбаром и стали плацдармами для эвакуации из Нуменора.
Саурона, конечно, не радовало то, как нуменорцы обращались с местными. Но Нуменору и Мордору на деле-то выгоднее дружить и торговать, так что они делили сферы влияния, но без тумаков.
А с торговлей есть один занятный момент, и имя этому моменту Харад... И то, что Харад был и нашим, и вашим... И то, что Нуменор стал присваивать порты харадцев, отрезая их от моря, только удерживать было нечем.
Однако Умбар более-менее держали, хотя он из рук в руки на деле должен был ходить. Хотя Умбар нуменорский был)) Это вообще не харадский порт. Но вкусный он и для харадцев. Порт строили нуменорцы, но изначально в тех землях могли жить родичи харадрим. Но на голых скалах-то - не житье. Город как таковой там не выгоден, ибо скалы и негде вести с/х. А вот нуменорцы как-то впихнули город-то. И технологии у них выше выше. А еще - чтобы камень долбить, надо не технологии, надо усидчивость. это харадцы и сами могли)) им просто не так уж надо было.
Нуменору (хотя бы в самом начале) очень нужна была сеть портов от Линдона до Харада. Это и импорт, и экспорт, и военные точки опоры, и источники ресурсов. Вглубь материка потом пошли. Но в Линдон их не особо пустили, поэтому они начали с Виньялондэ.
Мне кажется, что от Винъялондэ нужно было в первую очередь дерево: вокруг были бескрайние и бесконечные (на самом деле - нет) леса Минириата, где еще создавать сеть лесопилок. Но им бы ещё и западнее свои порты, а нету)) Кирдану тоже надо как-то жить)) и без вот этих всех)) Так что Нуменор как претендент на западные побережья очень Кирдану мешал. И он интересовался землями западнее Барандуина, а там уже чисто митлондские владения (+ союзных ему родичей беорингов и халадин, которые потом, через века, к нему снова вернутся частично, отвалившись от Арнора и Кардолана).
А еще мне кажется, что Арнор как таковой был и до Элендила. И был он нуменорской колонией. А потом стал самостоятельным гос-вом, на трон сел Элендил (а замом иногда был Исилдур). Потом Арнор развалился на три больших княжества (и несколько мелких, которые по территории к Кардолану присобачили), потом от этих княжеств еще всякие кусочки поотваливались (в начале правления Арафора - земли между Эмин Уиал и р.Лун, к примеру). Апотом вообще остался один обглоданный Артедайн. Потому что Кардолан после истории вокруг Могильников сказал "не хотим войны", занялся восстановлением порушенной торговли и экономики и привычным овцеводством. С Рудауром (от него умертвия еще кусок отъели) и так все ясно, с Ангмаром торговать пошел он. А Артедайну при таком раскладе жить оставалось не так долго. Но до Элессара дожил всё-таки)) криво-косо. Но дожил. Бгг - Форност (Форност есть, значит, и Артедайн есть), Заверть, плотно заселенный после 1975 года Угол, диаспоры в разных городах, пара застав на важных пунктах типа Сарнского брода.
Про земли между холмами Эмин Уиал и Синими горами. Там небольшая равнинка между холмами и реками, с севера - Лоссот. По крови тамошний народ очень близок к дунэдайн, особенно домам Беора и Халет. Когда единый Арнор навернулся, тогда стали понемногу тянуться к Кирдану. Под Артедайнскими князьями они ещё сидели одной ногой, а потом уже всё, сначала сами жили, потом ушли под Кирдана.
В войну они слегка влезли, потом посмотрели на бардак -- и вылезли. При Арафоре, скорее всего. Когда рванул старательно подогревавшийся его папой и дедом котел. (Плюс могли еще испугаться, что в следующий раз война прямо по их землям пойдет. И ведь сбылось отчасти.) А от самого Арафора можно было легко отойти, ему не до западных окраин было. Да и вообще Арафор не был склонен никого за горло держать. Чисто в силу молодости, к примеру. А если потом и хватился - то все, дилижанс уехал, орел улетел, корабль уплыл)) Самим жить напряжно - у них не все есть, судя по региону. И они просто пошли под приличного короля. Ну, потому что "хуже не будет", а вот лучше очень даже может быть. К кому перешли? - к Кирдану, больше не к кому. Тарбад слишком далеко, Ангмар тоже. Так что по состоянию на конец Т.Э. это бывшие фриленды, которые притянул к себе Линдон))
"Тарбадом" приходится называть не только сам город, но и этакий конгломерат бывшенуменорских земель в южной части Эриадора. Когда-то там аборигены и эльфы жили, потом нуменорцы пришли... А потом эти земли из-под Арнора вылезли, стали сами по себе. Без крупных войн - просто отпали. Минириат, побережье, течение Гватло... (соответственно, Кардолан должен бы уменьшиться в размерах относительно того, что рисуют картографы). И получились типа вольные города, которые решили путем взаимных союзов и торговли типа скучковаться. Живет там самый разный народ - и аборигены а-ля племя Тал-Эльмара - охотники и рыбаки, и потомки нуменорцев, и типа хадоринги с халадин, и эльфы. Контактируют с Кирданом (к нему же должны были уйти люди из западных областей Минириата), Кардоланом, Широм. Тарбад - через него вся торговля между Севером и Югом, богатый город с богатой культурой, древняя эльфийская и нуменорская архитектура с построенными "поверх" нее пристройками. Вот с Лонд Даэр не знаю, как быть... ему после Акаллабет реально могло очень плохо прийтись... Море же тогда по побережью било - и в Линдоне, и в Гондоре, могло и эриадорские берега зацепить. А Кардолан в таком раскладе будет где-то вокруг Зеленопутья - от Сарнского брода до Южных холмов и от "южного хвоста" Зеленопутья (на скрещении его и Северо-южного тракта должна быть столица) до Андрата.
Ну и он уже немношшка не тот Кардолан, который в хрониках. В нем должно было случиться какое-то смешение с ангмарцами в дни войны. А вообще живет он земледелием и овцеводством (каковое в каноне прямо упоминается), рыбалкой (под боком Барандуин).
Тарбад - это с самого начала, с П.Э., речной эльфийский город, ценный своим мостом. Построили его шедшие на Запад Лайквенди, потом мимопробегал народ Ленве и всякие-разные люди (все этим путём шли. С волокушами и возами через перевалы не попрыгаешь, по северу ложится снег зимой, а на широте Тарбада нет; Лайквенди в Зеленолесье оставили укрепрайон, а тут им надо только перевалочную базу (и явно ещё одна была поближе к горам). Предполагаю и за Андуином укреп-точку)) А родичам Ленвэ надо сказать спасибо за Лориен)) И им мы еще эльфами в Гондоре обязаны), частично осевдавшие в городе. Потом, примерно в начале В.Э., пришли тэлери (тэлери - как верхушка Тарбада, а население - ан масс ленвинги и лайквенди, которые еще аж с Великого Похода живут там, но лайквенди меньше. Укрепляли основной город именно тэлери, оставлять за собой укреплённые городки -- это их тактика). Потом пришел Келебримбор, заобщался с Тарбадом и особенно с тэлери. Потом Эрегион оставили, увы (он в сюжете свою роль сыграл: послужил местом создания братства гвайт-и-мирдайн. И Кольца... По Эрегиону сюжет ударил со всей силы). А потом эльфы совсем перемешались с людьми, в т.ч. с нуменорцами (в их-то хроника написано, что это они город построили)) Не, каменные-то города и местные в случае чего могли построить. Но явно не с таким размахом, как нуменорцы (а Нуменор - и в плане архитектуры тоже - надо, кмк, от Рима танцевать - акведуки и вот это все)), и теперь там людей примерно поровну с эльфами, если не больше. теперь в Тарбаде живут вообще кто попало. И считают себя, думаю, не по народу (хотя национальные общины явно есть - и дунаданская диаспора может быть), а по городу (тарбадец, мол, я, и точка)) При этом нуменорцы должны были отгрохать всякие впечатляющие акведуки и все такое. Стиль, стиль)) Потом Нуменор накрылся, Тарбад стал "сердцем" торговли югов с Арнором (но наложить лапки на себя любимого город Арнору не дал, сохранив автономию, и попутно собрал под себя солидный кусок бывшенуменорских земель. А потом еще под боком у Тарбада началась конкуренция Рохан-Дунланд... И Тарбад на сторону Дунланда встал. Рохан под боком, засевший в узких горных Вратах - это как-то немного невыгодно... Тарбадцы ж с этими людьми бок о бок ещё со времён их жизни в Каленардоне. Вообще - Тарбад в тесной дружбе с дунландцами и гватуирим (и вообще, мне думается, их в самом городе весьма приличное количество), и они торговые партнеры, а как иначе-то. А роханцы -- чмо какое-то пришлое)) Потом-то замирились, само собой. Но вот мне кажется, что выделываться золотым чертогом Эорл должон бы не перед гондорцами)) И роханцы в самом Тарбаде могут жить, но это не те роханцы, которые времен Теодена, а те, которые до активной войны с Дунландом пришли. И типа диссиденты)) Потом-то и всякие роханцы жили, почему нет. А сначала да, диссиденты)) Или хельминги, не принявшие политики следующих королей. И полукровки от браков с дунландцами (тоже дохельмингских времен). А еще - ангмарцы жить могли. Хотя им далеко переть, но во дни войны до Тарбада мог какой-нибудь отряд дойти, там и остались, чо б нет (но агнмарцы разве что для торговли, большая диаспора-то им там зачем - и далеко, и у Ангмара свой тракт есть). И орки, которые с отрогов Эред Нимрайс и южной части Хитаэглир. Друэдайн. Правда, орки и друэдайн тогда в разных частях города жить должны - орки не любят друаданских статуй. Друэдайн предпочитают жить не в самом городе, а в лесах и полях поблизости. И на болотах Нин-ин-Эильф. А орки -- ближе к горам. Ближе к Дунланду (полуорки передают привет. Кстати, у полуорков, по идее, должон быть такой же выбор пути, как и у полуэльфов)) И тут все сложно. Хотя ан масс, думаю, выбирали бессмертие. оно тупо выгоднее.)
Про Элрондионов. (читать дальше)
Элладан с Элроиром - эльфы. У деток Элронда и так всё нормально, папа выбрал путь эльфов, мама из эльфов, сами тоже эльфы)) Арвен... Эльф она. ее что так, что этак только пожалеть можно. вскоре после смерти Арагорна она «исчезает из мира людей» - в Чертоги судеб ушла. Эльфы могут умирать по желанию. То есть эмигрировала в Валинор.
Едем в Рованион и дальше на восток. (читать дальше)
Про границы. Их как бы две - историческая - Дикие земли - типа прямоугольник от Мглистых гор до Рунного нагорья (Эред Геллис) и от Серых гор до Дагорлада; и реальная - где-то между Лихолесьем и Руном. Потому что долину Андуина и Лихолесье лучше отдельно рассматривать
Про рованионцев у меня хэдканон, что по общим чертам они типа готы. И в роду у них дом Хадора, потому типаж тот же - высокие, стройные, светлоглазые и светловолосые. Сначала с пришедшими вастаками пободались, потом частично с ними смешались (еще - с эльфами и драконами). Потом к ним лапки Гондор тянул. А потом они с Дэйлом и Эребором активно торговали, аж два раза

Дорвинион - это, скажем так, винодел всего Средиземья)) Причем в нем не только люди. Эльфы тоже есть (лес к северо-востоку от Рунаэр - он эльфийский). Там культура смешанная - и вастаки, и эльфы, и гномы (они в горном кряже), и люди, само собой; и орки. Где-то там же, бывает, бродят голубые маги иногда. Дорвинион хотеть себе все море Рун, очень-очень хотеть. Но это сложно)) Там же своё население есть.
Эред Геллис -- это горы у моря Рун)) А озеро Харта сильно дальше на восток. Земля Ана -- справа от Железных холмов, такой полосой в плавно поднимающемся плато. Дальше в оном плато гранд-овраг, называется Разлом, случился из-за обрушения Белерианда, проходит по границе материковых плит. По оврагу река течёт в северное море и люди по склонам живут, вангую северный центр контрабанды всякой. Потом за Разломом резко горная местность, там Серединное княжество по Перумову, довольно закрытая страна, но никаких особенных магий, просто люди живут. потом горы переходят в равнину, вот на ней озеро Харта. От Харта хорошо так на юг -- будет Куйвиэнэн. куда ж он денется.
он же не на севере, а на востоке)) Такое громадное озеро. И где линия разлома и потопа в конце П.Э и где Хилдориен. Плюс там же Фангли и Ту. Они наверняка что-то делали. Все ж озеро не какое попало - видится Куйвиэнэн центром цивилизации на востоке. Далеко не все на запад подались же. В сплошь кочевнический Восток (по типу "голубой Керулен, золотой Онон") мне не очень верится. так там не только степь, там и горы есть, и лес. мне вот кажется, что с тем же, например, "восьмым коленом гномов" Перумыч угадал, жили на востоке гномы. Да и орки, и люди тоже. Ну да)) А в горах - гномы. Аж 6 кланов)) И эльфы - от Авари до эллери. И какие-то восточные нуменорцы, возможно (бгг, какой каламбур).
На востоке есть Элрос. Есть мысль, что выбор людского пути у него просто не мог получиться. Т.е. он так и остался эльфом (а потом просто ушел в тень и отдал трон Вардамиру). И в Эндорэ уехал, а когда началась нуменорская экспансия -- на восток подался. Жил себе там нормально. Женат Элрос был тоже на эльфийке, причём на аварэ. Ушли они вместе и потом так и жили на востоке. У родителей жены Элроса, например. Близ Куйвиэнен. А еще Элрос со временем мог стать советником местного короля. или так, мудрецом без лишней засветки. а то слухи дойдут до запада)) Мог позже с тем же Элрондом переписку наладить. Чисто личное такое - привет, братец, как дела да семья. Элронд-то явно знал, что братец никакой не смертный, чисто прикидывается)) Хотя ревновать к брату Элронд должен был зверски. Брату целую страну и корону -- а ему что? Герольдство? И Элрос не мог этого не понимать, поэтому держался на дистанции, чтоб не засосали элрондовы интриги. И с Маглором, и с Даэроном переписываться.
Белый город, как мне кажется. вовсе никакая не страшилка, а реально существующий город в земле Ана. Мне кажется, там живёт и правит же сущность из другого сюжета, скорее нейтрального толка и не самая приятная на вид, но миру не враждебная. Так что Серая сила ан масс мне кажется просто притоком извне жителей других миров. Серая Сила на мир не нападает, просто не надо к ней лезть почем зря. И эффект от соприкосновения с ней может показаться стремным для жителей Арды, а самой Серой силе оно норм. То есть - Серая сила может показаться стрёмной, ага. Именно показаться. Те, кто приходит именно в мир, априори не враги. А вообще мне кажется, что "живые мертвецы Уртуган-Ана" - это такая попытка обойти человеческую смертность, эксперимент. Оборотничество туда же.
Про Серых сестёр и Серый Город. Они из другого сюжета, но прониклись миром (пожалели валар, офигели от наглости творца, нужное подчеркнуть). То есть они такие же, как валар, но творил их не Эру. Соответственно, он над ними гораздо меньше властен -- выгнать может, убить -- нет. Серые сестры - это как бы "местноэндорские" валар, живущие на дальнем востоке и не пересекающиеся с Валар Амана, ведущие свою игру, при этом при возможности помогая Эндорэ.
Шел суслик, шел и никого не встретил (с). Версии по поводу пустынной картины Эриадора на момент путешествия Арагорна и хоббитов. (читать дальше)
Во-первых, Арагорн мог специально вести хоббитов по глухомани. Особенно если принять за гипотезу, что Арагорн о глобальном сюжете знает и собирается его несколько обмануть -- то да, глушь им оченно удобна. Мне так кажется, что про сюжет знал. И всячески старался из-под него тихой сапой вылезти - не в масштабных рамках, а в рамках сохранения личной свободы и цельной личности. Хотя на этом фронте ему трудно было, конечно... и кажется мне, что был в походе ещё один участник, хороший знакомый Арагорна, но сюжетом не учтённый и потому могущий гораздо больше внезапных телодвижений))
Во-вторых, придорожные земли могли опустеть, когда запахло войной. Народ мог подумать, что снова сколотят союз и пойдут воевать. Армии ведь по дорогам ходят. А жителям деревенек профиту мало - воины нарушают безобразия, быстро перестают платить, берут все силой и угрозами, плюс с женщинами некуртуазно обходятся (а женщин в Арде дефицит). И народ перебрался поглубже. Но это для любой войны верно, а конкретно с Эриадором - как один из вариантов.
Чем (кроме охраны дорог, выяснения отношений с троллями, целительства и работы с животными, ремесел) могли подрабатывать дунэдайн. (читать дальше)
1) очищать земли от полубандитских шаек и брать за это деньги. Пример: в северном Рудауре в лесах у предгорий появилась разбойничья банда из орков и троллей - орки набигают, грабят путников, тролли овец берут, а овцы чьи)) И вот является однажды к старосте тамошней деревеньки отряд следопытов и говорит - мол, у вас тут орки и тролль есть, но мы можем сделать так, чтобы их больше не было. Как не нанять таких)) это типа помесь стражей порядка с ведьмаками))
А могли в руинах и вообще всякий антиквариат добывать. Но добывать в руинах антиквариат уметь надо, как-то не верится в дунэдайн, обученных археологии)) Но в том же Форносте зачем сложную археологию делать? По-шлимановски антиквариат добывали, я думаю: блуждал по городу, удачно забрался в какой-нибудь неразграбленный при падении города подвал, схватил мифриловый кувшин, старый меч али колечко с гербом Нуменора - и есть, на что покушать в ближайшие пять-шесть дней. Правда, Шлиман сначала вычислял, где удачно зайти)) Так и тут, надо знать, куда лезть. Иначе там и ляжешь.
Мечи могли брать себе. А что не понравилось - отдавать за денежки брийцам с хоббитами, как диковинки. Хоббитам - над каминной полкой вешать - мол, аж времен северградских королей, которым мы на помощь отряды посылали, а мой прапрапра... был свидетелем, а его троюродный брат - участником.
Отдельно про сохранность оружия. Да, всё тленно. Совсем без повреждений чтобы -- это надо во время изготовления специальную магию юзать. Да и те вещи сломать можно. Могли сталь мечей как-то закалять, чтобы ржа не ела. И магически, и химически, и, так сказать, в сочетании методов. Как в Могильниках, спецмагия же. И получались нержавеющие мечи. или ржавеющие, но медленнее. Понятное дело, что прям в болоте без защиты из промасленной тряпки и меч короля мира поржавеет, но тем не менее. (В болоте разве что митрил выдержит.) Но в целом такие мечи в защищенном от воды месте в промасленной тряпке могут хоть тыщу лет лежать, почти не портясь.
А в дальнейшем, боюсь, этот секрет - как сделать нержавеющий меч по-нуменорски - забылся. Ну, или остался у нескольких мастеров и в гильдейских закрытых документах (а туда и не всякого пустят нос сунуть). И стоили такие мечи, аки два дракона.
Тем более, что требовались специальные ингредиенты. Ну, железо как именно железо и из болота (а дунэдайн имели доступ только к болотному) покатит. А вот всякие добавки и присадки нужны, а их ещё поискать (могли у гномов закупать, но стоит представлять, сколько гномские стоили, да)) А еще у синегорских гномов у самих было немного, Синие горы к моменту ВК явно исчерпались (вспомним целую сеть заброшенных рудников, в которых Арведуи укрывался, а это еще 1975), иначе бы не ломанулись синегорцы в Эребор с такой страстью). И другие металлы и минералы для придания всяких разных нужных свойств. Подозреваю, что в том же Углу их фиг отыщешь. (А если предположить, что мечи из мифрила делали... не, лучше не предполагать, тогда за такой меч целый Шир со всеми хоббитами купить можно было бы)) это жирно)) с деталюшками мифриловыми ещё как-то норм. А скорее даже с итильдиновыми (итильдин - сплав мифрила с серым серебром, природный), а не чисто мифрильными. Итильдином наносились всяаие руны, к примеру (это я пресловутые ворота Мории вспомнил). И итильдин тоже ценился, но больше в декоративных целях - он светится красиво - и тоже раритетом был. Клинки из него делать нельзя, но можно из него фишечки сделать) В общем, нужных металлов не добыть было, так что секрет хранился в качестве теории - до возвращения короля, ага)) И, натурально, проще было такой меч в руинах найти, чем сделать.
@темы: Хэдканоны